Job! Сколько стоит логотип и почему

13 января 2014 Автор —


Все мы любим, когда дёшево и круто. Одна маршруточная компания даже сделала эти слова рекламным слоганом, напечатав на борту своего флота “Газелей”. Жалко, нет фотки под рукой, показал бы. Ну да речь не об этом. Речь о том, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке, причём для обеих сторон.


Приведу вам живой пример: недавно ко мне обращается клиент (по рекомендации одной знакомой, которой я делал логотип за Х рублей), излагает задачу (2 логотипа, сложный заказчик) и просит посчитать сроки/стоимость. Выходит почти 2,5 Х, что крайне его обескураживает – как же так, ей делал по Х, а мне по 1.3Х предлагаешь?

Давайте посмотрим, как и из чего складывается цена логотипа!

1) Психологическая совместимость с заказчиком или представляющим его лицом

Иногда бывает так, что вот приходишь на встречу – и заказчик сразу тебе не нравится. Ну не сойдётесь вы характерами, сразу понятно! Что может не понравиться? Авторитарные манеры, мат и панибратство в общении по работе, понты любого рода и уровня, внешность, в конце концов. Я не о том, что бывают красивые и некрасивые люди – просто если заказчик выглядит, как Фредди Крюгер, он, наверное, и есть Фредди Крюгер.

Бывает и наоборот – заказчик и клиент часто становятся если не друзьями, то хорошими приятелями на долгие годы. Это вопрос личной совместимости и только. Если люди этого не понимают, судьба накажет их сроками и рублём. Не поймут – ещё раз, пока не поймут или не сдадутся. Дизайнер всегда немного психолог, без этого никуда.

2) Общее видение проекта клиентом

Все мы занимаемся бизнесом и зарабатываем деньги. Потом и кровью, как говорится. А уж раз мы занимаемся бизнесом, то должны ставить себе определенные цели и иметь сколько-нибудь точное видение результата. Если ко мне приходит заказчик без видения, я сразу понимаю, что мы будем долго и больно его формировать.

Есть и исключение, подтверждающее правило – изредка ко мне приходят заказчики, хорошо знакомые с моими работами и стилем. Они, как правило, говорят “сделай, как себе” и получается лучше всего. Потому что себе фигово не сделаешь, а уж если у заказчика такой же вкус – вообще прекрасно.

3) Предыстория и статус заказчика

Само собой, дизайнеры делают скидки и прочие послабления друзьям, знакомым, близким и родственникам. В скидки друзьям людей из этих четырёх категорий можете не верить, да и дизайнерам я бы не советовал их делать. Чтобы получить хороший результат, отношения между заказчиком и исполнителем должны с самого начала быть профессиональными, а не “да что ж вы так цену ломите, я же от N пришёл!” А спрашивают с друзей друзей куда как больше, чем с самостоятельно найденных сотрудников, уж поверьте – конечно, то друг виноват, что такого сотрудника посоветовал, а то ты сам виноват, что “не такого” нанял 🙂

Некоторые заказчики ожидают бросовых цен на основании своих высоких должности или статуса. Опыт показывает, что рассчитывать на ответную помощь с их стороны в будущем со стороны дизайнера нелепо и наивно. Как правило, те, кто реально может помочь, так себя не ведут и помогут вне зависимости от цены вашей работы и даже вашей просьбы – если серьезному человеку нужен был хороший логотип для важного проекта и он получил то, что ему было нужно – поверьте, он об этом не забудет без всяких скидок.

4) Ожидаемая продолжительность проекта и “тараканы” заказчика

По опыту существует 2 типа заказчиков: быстрые (и простые) и медленные (и занудные). Если первым достаточно показать 2-3 варианта, они выберут один и дальше вы его чуть-чуть доработаете или перекрасите, то вторые попробуют всё: покрасить, подвинуть, добавить, убрать, растянуть, сжать, покрутить и даже поменять общее ощущение от продукта. Они будут выдёргивать дизайнера на бесконечные встречи и бесконечно говорить о проекте, съедая рабочее время специалиста.

Согласитесь, трудозатраты совершенно несравнимы! К сожалению, не существует 100% способа определить, к какому типу принадлежит данный конкретный заказчик, не поработав вместе. Даже если вам самим кажется, что вы – вменяемый, “быстрый” заказчик, спешу вас разочаровать – на деле всё может оказаться ровно наоборот, и это нормально.

Лично я, если заказчик показывает мне многочисленные результаты труда моих предшественников, сразу напрягаюсь и цена ползёт вверх в попытке застраховать риск потратить время и не создать ничего путного, сделав 100500 вариантов и не сделав нескольких других интересных и денежных проектов.

5) Перспективы оплаты

Самое интересное – “быстрые” заказчики иногда отвратительно долго платят, а “долгие” могут, наоборот, перечислить исполнителю деньги одним махом – никакой связи между этими двумя параметрами не существует, я встречал самые разные комбинации данных типажей. Впрочем, могу с уверенностью заявить одно: по опыту заказчики типа “быстро платит и сразу нравится” встречаются реже всего. Делайте выводы о необходимых компромиссах, если выбрали для себя нелёгкую профессию дизайнера!

6) Текущая загрузка

Почему-то не все заказчики учитывают, что востребованные дизайнеры работают не над одним, а над 5-6 и больше проектами одновременно, распределяя своё время между ними в зависимости от массы разнообразных факторов. Работает человек над заказом на сотню тысяч и тут вы такой: “нарисуй мне логотип за 10 тысяч рублей, волшебник!”

Именно поэтому дизайнер вполне может именно сейчас назвать вам цену выше своей обычной таксы, и это тоже совершенно нормально. Вы же не ругаетесь на дорогие сникерсы в “Перекрестке”? Просто идёте туда, где дешевые, и покупаете там. Почему же все думают, что дизайнер должен хвататься за любую, даже невыгодную ему, работу и соглашаться на неинтересные ему условия?

7) А рубль-то падает… ))

И падает, кстати, не только номинально (что видно по обменному курсу) но и теряет в своей покупательной способности: хлеб и молоко подорожали за последний год чуть ли не на треть, и это при том, что доллар вырос хорошо если на рубль. Иными словами, реальная инфляция в стране довольно высокая и цена на такой же логотип, как и летом, к зиме может существенно вырасти.

8) Другие факторы и моменты

Кроме всего вышеперечисленного, есть и такие факторы, как умение дизайнера работать в нравящемся вам стиле (что бывает далеко не всегда), его внутренняя бухгалтерия, семейные обстоятельства, точка творческого пути и так далее.

Если у вас остались ещё вопросы по поводу того, откуда берется цена логотипа и что на неё влияет (или я забыл какой-то пункт), вы можете смело писать мне в комментариях, с удовольствием обсужу вышесказанное. Я нарочно не “растекался мыслью по древу” в самой статье, разжёвывая выводы каждого пункта – по каждому из них вполне можно написать отдельную статью, что я, возможно, однажды и сделаю – так что не стесняйтесь спрашивать.

Напоследок “вкусный” исторический факт:

Даже великие художники не стеснялись брать подработку, создавая логотипы. Так, например, привычный нам логотип Chupa Chups создал не кто иной, как сам Сальвадор Дали.

картина запуск

До этого:

Пара новых картин

Логотип ООО Да

Следующий:

Логотип турфирмы

Похожие материалы

Комментировать