Job! Сколько стоит логотип и почему

Все мы любим, когда дёшево и круто. Одна маршруточная компания даже сделала эти слова рекламным слоганом, напечатав на борту своего флота «Газелей». Жалко, нет фотки под рукой, показал бы. Ну да речь не об этом. Речь о том, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке, причём для обеих сторон.

Приведу вам живой пример: недавно ко мне обращается клиент (по рекомендации одной знакомой, которой я делал логотип за Х рублей), излагает задачу (2 логотипа, сложный заказчик) и просит посчитать сроки/стоимость. Выходит почти 2,5 Х, что крайне его обескураживает — как же так, ей делал по Х, а мне по 1.3Х предлагаешь?

Давайте посмотрим, как и из чего складывается цена логотипа!

1) Психологическая совместимость с заказчиком или представляющим его лицом

Иногда бывает так, что вот приходишь на встречу — и заказчик сразу тебе не нравится. Ну не сойдётесь вы характерами, сразу понятно! Что может не понравиться? Авторитарные манеры, мат и панибратство в общении по работе, понты любого рода и уровня, внешность, в конце концов. Я не о том, что бывают красивые и некрасивые люди — просто если заказчик выглядит, как Фредди Крюгер, он, наверное, и есть Фредди Крюгер.

Бывает и наоборот — заказчик и клиент часто становятся если не друзьями, то хорошими приятелями на долгие годы. Это вопрос личной совместимости и только. Если люди этого не понимают, судьба накажет их сроками и рублём. Не поймут — ещё раз, пока не поймут или не сдадутся. Дизайнер всегда немного психолог, без этого никуда.

2) Общее видение проекта клиентом

Все мы занимаемся бизнесом и зарабатываем деньги. Потом и кровью, как говорится. А уж раз мы занимаемся бизнесом, то должны ставить себе определенные цели и иметь сколько-нибудь точное видение результата. Если ко мне приходит заказчик без видения, я сразу понимаю, что мы будем долго и больно его формировать.

Есть и исключение, подтверждающее правило — изредка ко мне приходят заказчики, хорошо знакомые с моими работами и стилем. Они, как правило, говорят «сделай, как себе» и получается лучше всего. Потому что себе фигово не сделаешь, а уж если у заказчика такой же вкус — вообще прекрасно.

3) Предыстория и статус заказчика

Само собой, дизайнеры делают скидки и прочие послабления друзьям, знакомым, близким и родственникам. В скидки друзьям людей из этих четырёх категорий можете не верить, да и дизайнерам я бы не советовал их делать. Чтобы получить хороший результат, отношения между заказчиком и исполнителем должны с самого начала быть профессиональными, а не «да что ж вы так цену ломите, я же от N пришёл!» А спрашивают с друзей друзей куда как больше, чем с самостоятельно найденных сотрудников, уж поверьте — конечно, то друг виноват, что такого сотрудника посоветовал, а то ты сам виноват, что «не такого» нанял 🙂

Некоторые заказчики ожидают бросовых цен на основании своих высоких должности или статуса. Опыт показывает, что рассчитывать на ответную помощь с их стороны в будущем со стороны дизайнера нелепо и наивно. Как правило, те, кто реально может помочь, так себя не ведут и помогут вне зависимости от цены вашей работы и даже вашей просьбы — если серьезному человеку нужен был хороший логотип для важного проекта и он получил то, что ему было нужно — поверьте, он об этом не забудет без всяких скидок.

4) Ожидаемая продолжительность проекта и «тараканы» заказчика

По опыту существует 2 типа заказчиков: быстрые (и простые) и медленные (и занудные). Если первым достаточно показать 2-3 варианта, они выберут один и дальше вы его чуть-чуть доработаете или перекрасите, то вторые попробуют всё: покрасить, подвинуть, добавить, убрать, растянуть, сжать, покрутить и даже поменять общее ощущение от продукта. Они будут выдёргивать дизайнера на бесконечные встречи и бесконечно говорить о проекте, съедая рабочее время специалиста.

Согласитесь, трудозатраты совершенно несравнимы! К сожалению, не существует 100% способа определить, к какому типу принадлежит данный конкретный заказчик, не поработав вместе. Даже если вам самим кажется, что вы — вменяемый, «быстрый» заказчик, спешу вас разочаровать — на деле всё может оказаться ровно наоборот, и это нормально.

Лично я, если заказчик показывает мне многочисленные результаты труда моих предшественников, сразу напрягаюсь и цена ползёт вверх в попытке застраховать риск потратить время и не создать ничего путного, сделав 100500 вариантов и не сделав нескольких других интересных и денежных проектов.

5) Перспективы оплаты

Самое интересное — «быстрые» заказчики иногда отвратительно долго платят, а «долгие» могут, наоборот, перечислить исполнителю деньги одним махом — никакой связи между этими двумя параметрами не существует, я встречал самые разные комбинации данных типажей. Впрочем, могу с уверенностью заявить одно: по опыту заказчики типа «быстро платит и сразу нравится» встречаются реже всего. Делайте выводы о необходимых компромиссах, если выбрали для себя нелёгкую профессию дизайнера!

6) Текущая загрузка

Почему-то не все заказчики учитывают, что востребованные дизайнеры работают не над одним, а над 5-6 и больше проектами одновременно, распределяя своё время между ними в зависимости от массы разнообразных факторов. Работает человек над заказом на сотню тысяч и тут вы такой: «нарисуй мне логотип за 10 тысяч рублей, волшебник!»

Именно поэтому дизайнер вполне может именно сейчас назвать вам цену выше своей обычной таксы, и это тоже совершенно нормально. Вы же не ругаетесь на дорогие сникерсы в «Перекрестке»? Просто идёте туда, где дешевые, и покупаете там. Почему же все думают, что дизайнер должен хвататься за любую, даже невыгодную ему, работу и соглашаться на неинтересные ему условия?

7) А рубль-то падает… ))

И падает, кстати, не только номинально (что видно по обменному курсу) но и теряет в своей покупательной способности: хлеб и молоко подорожали за последний год чуть ли не на треть, и это при том, что доллар вырос хорошо если на рубль. Иными словами, реальная инфляция в стране довольно высокая и цена на такой же логотип, как и летом, к зиме может существенно вырасти.

8) Другие факторы и моменты

Кроме всего вышеперечисленного, есть и такие факторы, как умение дизайнера работать в нравящемся вам стиле (что бывает далеко не всегда), его внутренняя бухгалтерия, семейные обстоятельства, точка творческого пути и так далее.

Если у вас остались ещё вопросы по поводу того, откуда берется цена логотипа и что на неё влияет (или я забыл какой-то пункт), вы можете смело писать мне в комментариях, с удовольствием обсужу вышесказанное. Я нарочно не «растекался мыслью по древу» в самой статье, разжёвывая выводы каждого пункта — по каждому из них вполне можно написать отдельную статью, что я, возможно, однажды и сделаю — так что не стесняйтесь спрашивать.

Напоследок «вкусный» исторический факт:

Даже великие художники не стеснялись брать подработку, создавая логотипы. Так, например, привычный нам логотип Chupa Chups создал не кто иной, как сам Сальвадор Дали.

Комментировать

Не переживайте, мы никому не дадим ваш email!