Все мы любим, когда дёшево и круто. Одна маршруточная компания даже сделала эти слова рекламным слоганом, напечатав на борту своего флота «Газелей». Жалко, нет фотки под рукой, показал бы. Ну да речь не об этом. Речь о том, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке, причём для обеих сторон.
Приведу вам живой пример: недавно ко мне обращается клиент (по рекомендации одной знакомой, которой я делал логотип за Х рублей), излагает задачу (2 логотипа, сложный заказчик) и просит посчитать сроки/стоимость. Выходит почти 2,5 Х, что крайне его обескураживает — как же так, ей делал по Х, а мне по 1.3Х предлагаешь?
Давайте посмотрим, как и из чего складывается цена логотипа!
1) Психологическая совместимость с заказчиком или представляющим его лицом
Иногда бывает так, что вот приходишь на встречу — и заказчик сразу тебе не нравится. Ну не сойдётесь вы характерами, сразу понятно! Что может не понравиться? Авторитарные манеры, мат и панибратство в общении по работе, понты любого рода и уровня, внешность, в конце концов. Я не о том, что бывают красивые и некрасивые люди — просто если заказчик выглядит, как Фредди Крюгер, он, наверное, и есть Фредди Крюгер.
Бывает и наоборот — заказчик и клиент часто становятся если не друзьями, то хорошими приятелями на долгие годы. Это вопрос личной совместимости и только. Если люди этого не понимают, судьба накажет их сроками и рублём. Не поймут — ещё раз, пока не поймут или не сдадутся. Дизайнер всегда немного психолог, без этого никуда.
2) Общее видение проекта клиентом
Все мы занимаемся бизнесом и зарабатываем деньги. Потом и кровью, как говорится. А уж раз мы занимаемся бизнесом, то должны ставить себе определенные цели и иметь сколько-нибудь точное видение результата. Если ко мне приходит заказчик без видения, я сразу понимаю, что мы будем долго и больно его формировать.
Есть и исключение, подтверждающее правило — изредка ко мне приходят заказчики, хорошо знакомые с моими работами и стилем. Они, как правило, говорят «сделай, как себе» и получается лучше всего. Потому что себе фигово не сделаешь, а уж если у заказчика такой же вкус — вообще прекрасно.
3) Предыстория и статус заказчика
Само собой, дизайнеры делают скидки и прочие послабления друзьям, знакомым, близким и родственникам. В скидки друзьям людей из этих четырёх категорий можете не верить, да и дизайнерам я бы не советовал их делать. Чтобы получить хороший результат, отношения между заказчиком и исполнителем должны с самого начала быть профессиональными, а не «да что ж вы так цену ломите, я же от N пришёл!» А спрашивают с друзей друзей куда как больше, чем с самостоятельно найденных сотрудников, уж поверьте — конечно, то друг виноват, что такого сотрудника посоветовал, а то ты сам виноват, что «не такого» нанял 🙂
Некоторые заказчики ожидают бросовых цен на основании своих высоких должности или статуса. Опыт показывает, что рассчитывать на ответную помощь с их стороны в будущем со стороны дизайнера нелепо и наивно. Как правило, те, кто реально может помочь, так себя не ведут и помогут вне зависимости от цены вашей работы и даже вашей просьбы — если серьезному человеку нужен был хороший логотип для важного проекта и он получил то, что ему было нужно — поверьте, он об этом не забудет без всяких скидок.
4) Ожидаемая продолжительность проекта и «тараканы» заказчика
По опыту существует 2 типа заказчиков: быстрые (и простые) и медленные (и занудные). Если первым достаточно показать 2-3 варианта, они выберут один и дальше вы его чуть-чуть доработаете или перекрасите, то вторые попробуют всё: покрасить, подвинуть, добавить, убрать, растянуть, сжать, покрутить и даже поменять общее ощущение от продукта. Они будут выдёргивать дизайнера на бесконечные встречи и бесконечно говорить о проекте, съедая рабочее время специалиста.
Согласитесь, трудозатраты совершенно несравнимы! К сожалению, не существует 100% способа определить, к какому типу принадлежит данный конкретный заказчик, не поработав вместе. Даже если вам самим кажется, что вы — вменяемый, «быстрый» заказчик, спешу вас разочаровать — на деле всё может оказаться ровно наоборот, и это нормально.
Лично я, если заказчик показывает мне многочисленные результаты труда моих предшественников, сразу напрягаюсь и цена ползёт вверх в попытке застраховать риск потратить время и не создать ничего путного, сделав 100500 вариантов и не сделав нескольких других интересных и денежных проектов.
5) Перспективы оплаты
Самое интересное — «быстрые» заказчики иногда отвратительно долго платят, а «долгие» могут, наоборот, перечислить исполнителю деньги одним махом — никакой связи между этими двумя параметрами не существует, я встречал самые разные комбинации данных типажей. Впрочем, могу с уверенностью заявить одно: по опыту заказчики типа «быстро платит и сразу нравится» встречаются реже всего. Делайте выводы о необходимых компромиссах, если выбрали для себя нелёгкую профессию дизайнера!
6) Текущая загрузка
Почему-то не все заказчики учитывают, что востребованные дизайнеры работают не над одним, а над 5-6 и больше проектами одновременно, распределяя своё время между ними в зависимости от массы разнообразных факторов. Работает человек над заказом на сотню тысяч и тут вы такой: «нарисуй мне логотип за 10 тысяч рублей, волшебник!»
Именно поэтому дизайнер вполне может именно сейчас назвать вам цену выше своей обычной таксы, и это тоже совершенно нормально. Вы же не ругаетесь на дорогие сникерсы в «Перекрестке»? Просто идёте туда, где дешевые, и покупаете там. Почему же все думают, что дизайнер должен хвататься за любую, даже невыгодную ему, работу и соглашаться на неинтересные ему условия?
7) А рубль-то падает… ))
И падает, кстати, не только номинально (что видно по обменному курсу) но и теряет в своей покупательной способности: хлеб и молоко подорожали за последний год чуть ли не на треть, и это при том, что доллар вырос хорошо если на рубль. Иными словами, реальная инфляция в стране довольно высокая и цена на такой же логотип, как и летом, к зиме может существенно вырасти.
8) Другие факторы и моменты
Кроме всего вышеперечисленного, есть и такие факторы, как умение дизайнера работать в нравящемся вам стиле (что бывает далеко не всегда), его внутренняя бухгалтерия, семейные обстоятельства, точка творческого пути и так далее.
Если у вас остались ещё вопросы по поводу того, откуда берется цена логотипа и что на неё влияет (или я забыл какой-то пункт), вы можете смело писать мне в комментариях, с удовольствием обсужу вышесказанное. Я нарочно не «растекался мыслью по древу» в самой статье, разжёвывая выводы каждого пункта — по каждому из них вполне можно написать отдельную статью, что я, возможно, однажды и сделаю — так что не стесняйтесь спрашивать.
Напоследок «вкусный» исторический факт:
Даже великие художники не стеснялись брать подработку, создавая логотипы. Так, например, привычный нам логотип Chupa Chups создал не кто иной, как сам Сальвадор Дали.
Комментировать